Задать вопрос На главную

Основные проблемы выпускников при сдаче ЕГЭ по литературе

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ
ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


На сегодняшний день ЕГЭ по литературе, в отличие от русского языка и математики, является факультативным. Более того, сдает его достаточно малое количество выпускников. Это будущие абитуриенты филологических факультетов, факультетов журналистики, а также творческих вузов, впрочем, порой имеющих к литературе весьма опосредованное отношение, например, художественных.
Как правило, учителя-словесники весьма скептически и настороженно относятся к тому, что некоторые выпускники собираются сдавать ЕГЭ по литературе. И надо сказать, их тревоги небезосновательны. В чем же проблемы нынешних одиннадцатиклассников в плане знания русской литературы, почему педагоги так неохотно допускают их к ЕГЭ по этому предмету? (Думается, если бы учителя могли, они бы и вовсе запретили большинству выпускников сдавать литературу, однако отказать школьникам они не имеют права).
Как уже говорилось выше, тревоги учителей-словесников понять можно. Реалии современного школьного образования таковы, что огромная часть учеников знает литературу весьма поверхностно. О причинах столь прискорбной ситуации можно писать бесконечно, это тема отдельных серьезных исследований – методических, психологических, социологических, - в данной статье лишь будут показаны и проанализированы моменты, мешающие сегодняшним выпускникам успешно сдавать ЕГЭ по литературе.
Каковы же причины низких баллов на ЕГЭ по литературе?
Незнание или формальное знание текста. Произведение либо не читается вообще, либо читается в кратком пересказе. При этом школьник абсолютно НЕ ВНИКАЕТ в прочитанное, в лучшем случае он фиксирует основную канву событий. О каком-либо серьезном анализе произведения (портрет, пейзаж, речевая характеристика, самохарактеристика и т. д.) здесь говорить вообще не приходится.
Конечно, большинство выпускников занимаются с репетиторами. Родители, как правило, достаточно осведомлены о крайне скромных познаниях своих сыновей и дочерей, поэтому нанимают им частных преподавателей. Иногда репетиторам удается что-то сделать, иногда срабатывает элементарное везение (экзаменуемому достается знакомое произведение), но часто пробелы в знаниях настолько велики, а многолетняя лень настолько непобедима, что все усилия педагогов, как школьных, так и частных, оказываются напрасными.
Очень плохая, потому что абсолютно неразвитая долговременная память.
Известно, что у человека имеется два вида памяти: оперативная и долговременная. При оперативной памяти человек запоминает определенный объем информации на короткое время (от нескольких минут до нескольких дней) и потом начисто все забывает. Долговременная память предполагает запоминание и хранение информации на протяжении многих лет, иногда всей жизни.
И вот именно с этим видом памяти у нынешних школьников большие проблемы. И вроде бы заучивают каждый год большое количество стихотворений, и вроде бы сдают чтение наизусть, а как доходит дело до письменных развернутых ответов и сочинения, так начинаются досадные фактические ошибки. Причем эти ошибки порой настолько нелепы, настолько негативно характеризуют общий уровень знаний выпускника, что резко снижают целостное впечатление о работе и настраивают проверяющих против экзаменуемого.
В частности. В 2017 году на ЕГЭ по литературе в сочинении по лермонтовскому «Мцыри» выпускник процитировал двустишие из этого произведении я:
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Яры (курсив мой – Н. К.)
Подобное незнание не только поэтического первоисточника, но и элементарной географии вызвало справедливый гнев экзаменаторов, и они сняли за эту работу, не самую слабую по сравнению с большинством остальных, очень много баллов.
Конечно, объективные критерии, по которым выставляются баллы по литературе, никто не отменял. Но никто не отменял и человеческого фактора. Глубокое, продуманное сочинение всегда хочется «вытащить», поставить как можно больше баллов в каждой позиции, чтобы их итоговое количество получилось максимальным. И наоборот, при чтении работы «пустой», изобилующей речевыми штампами и общими фразами, содержащей фактические ошибки, возникает желание снять баллы везде, где это можно сделать.
Что можно посоветовать в данной ситуации? В первую очередь, прежде чем ЗАУЧИТЬ НАИЗУСТЬ (а многие и этого не делают) те или иные строки, постараться ПОНЯТЬ их смысл, ВНИКНУТЬ в смысл заучиваемого, по возможности ЗРИТЕЛЬНО представить себе то, о чем говорится в стихотворении.
Вообще визуализация – достаточно эффективный прием при запоминании. Это известно и школьным педагогам. В средних классах хорошие учителя активно используют иллюстративный материал, а на протяжении всего курса показывают ученикам экранизации программных произведений. И для развития памяти ученикам было бы полезно находить иллюстрации (в том же Интернете) к литературным произведениям и, ориентируясь на эти иллюстрации, продуктивнее запоминать заучиваемое наизусть. Кроме того, было бы целесообразно периодически повторять те стихотворные фрагменты, которые могут пригодиться на экзамене.
Неумение применять теоретико-литературные понятия.
Знания в области теории литературы нужны, во-первых, при выполнении тестовой части, и во-вторых, при написании большого сочинения. С тестовой частью, как правило, справляются достаточно успешно, если хотя бы минимально к ней готовятся. Она достаточно типовая для различных вариантов: портрет, пейзаж, деталь, классицизм-романтизм-реализм и т.д. А вот с написанием сочинения все обстоит гораздо сложнее.
Экзаменуемые, даже при правильном цитировании и пересказе (а элементы пересказа в данном виде работы неизбежны, другое дело, что пересказ необходимо сочетать с анализом) как-то упускают из виду, что отдельные виды текста имеют вполне конкретные теоретико-литературные обозначения. Например, если продолжать исследовать уже упомянутую поэму «Мцыри», то неудачно процитированное экзаменуемым двустишие представляет собой пейзаж, в котором, в свою очередь, использовано сравнение. Сравнение есть и в портрете Мцыри::
Как серна гор, пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
Большую часть поэмы занимает монолог главного героя. И не составляет никакого труда при цитировании грамотно применить указанные термины: Портрет Мцыри построен на сравнении.
И последнее, самое главное, что обусловливает первые три фактора. Это отсутствие интереса к литературе, восприятие стихов и прозы как очередной обязаловки.
Эта проблема не новая, но только в последние двадцать с лишним лет она приобрела поистине всеобщие масштабы. «Нечитающее поколение» литературу порой ненавидит и делает все, чтобы минимизировать свои усилия по ее изучению.
В данном случае проблему необходимо решать с первого класса, побольше читать ученикам вслух самых лучших, самых красивых, самых затрагивающих душу произведений. (Впрочем, если время упущено, не надо отчаиваться. Часто даже переполненные издержками подросткового возраста ученики одиннадцатых классов слушают некоторые произведения или их фрагменты не просто внимательно, а проникновенно, с сочувствием, с сопереживанием. В такие моменты их лица меняются – выражение недовольства и цинизма (часто напускного) уходит, в глазах появляется свет).
Конечно, чтобы добиться подобной реакции, надо очень тщательно подбирать нужные произведения (например, некоторые рассказы из «Затесей» Виктора Астафьева или легенду о рабах-манкуртах из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок»). Подобное чтение можно практиковать не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка при подготовке к написанию мини-сочинения, и на подготовительных курсах. В данном случае интеграция наук работает
максимально эффективно.
В последнее время часто говорится о том, что экзамен по литературе сделают обязательным для всех, что формат ЕГЭ по этому предмету изменят. Если подобное действительно произойдет, думаю, что соображения и рекомендации, изложенные в данной статье, могут оказаться полезными при проведении реформ в плане преподавания литературы и проведения выпускных испытаний по этому предмету.                      Н. Комарова