Задать вопрос На главную

Курсы или репетитор?

КУРСЫ ИЛИ РЕПЕТИТОР?

Информация к размышлению для родителей выпускников



Когда сын или дочь переходит в одиннадцатый класс, то родители, в большинстве своем, задумываются о выборе вуза. И соответственно, о предстоящих егэ по тем предметам, которые нужны для данного института или университета. Как правило, у одиннадцатиклассников имеются те или иные пробелы в знаниях, накопившиеся за долгие школьные годы. Для того, чтобы эти пробелы восполнить, чтобы структурировать имеющиеся знания, научить ребят выполнять задания повышенной сложности (например, писать мини-сочинение по русскому языку) родителя обеспечивают будущим выпускникам дополнительное внешкольное образование, то есть либо отдают своего ребенка на подготовительные курсы при том или ином вузе, либо нанимают ему репетитора.

Чтобы выбранная форма обучения работала наиболее эффективно, необходимо рассказать об особенностях каждой из них. Ведь то, что подходит одному ученику, может оказаться абсолютно бесполезным для другого.



Курсы. Эта форма подготовки к егэ имеет прежде всего ценовое преимущество, поскольку обойдется дешевле, чем частный педагог. Однако необходимо учесть, что преподаватель на курсах ориентируется на учеников либо среднего, либо немного выше среднего уровня. Конечно, хороший педагог и в массовом потоке обговаривает редкие и особо сложные случаи, однако подробно рассмотреть, образно выражаясь, все фигуры высшего пилотажа он возможности не имеет. Поэтому для самых сильных учеников, имеющих уверенную, твердую пятерку, обучение на курсах не всегда целесообразно.

Впрочем, если в рамках подготовительных курсах предусмотрены индивидуальные консультации (как, например в Институте геодезии и картографии - МИИГАиК), то именно они, эти консультации, могут еще больше повысить уровень даже у наиболее подготовленных одиннадцатиклассников. Ведь у этой категории учащихся уже имеется четкая, стройная система знаний по тому или иному предмету, а в ходе консультаций разрешаются отдельные вопросы, ликвидируются единичные недоработки, и в результате количество баллов, набранных таким отличником на егэ, приближается к ста. (В уже упомянутом Институте геодезии и картографии известны случаи, когда выпускники после курсов набирали сто баллов).

Если же при курсах индивидуальные консультации не предусмотрены, то вряд ли такие курсы следует посещать особо сильным одиннадцатиклассникам. Этой категории учеников бывает достаточно либо школьной подготовки (при наличии сильного учителя), либо нескольких, иногда даже единичных занятий с репетитором.

Однозначно не следует записываться на курсы тем ученикам, чей уровень знаний оставляет желать лучшего, у кого иногда речь идет не о максимальном количестве баллов, а хотя бы о положительной оценке. К сожалению, в наше время бывают ситуации, когда одиннадцатиклассник не знает, что такое подлежащее и сказуемое и не имеет понятия о падежах. В подобных случаях курсы не помогут, поскольку учащийся элементарно не сможет понять объяснений педагога, а в рамках консультаций, даже если таковые имеются, столь серьезные проблемы не решатся - времени не хватит. Значит, тем, для которых существует опасность вообще не сдать егэ, надо нанимать опытного репетитора и заниматься с ним не менее двух раз в неделю.

Записывая сына или дочь на курсы, родителям необходимо учитывать еще один момент. При данной форме обучения педагог может лишь опосредованно (через журнал учета посещаемости и оценки за выполненные работы) контролировать уровень дисциплины учащихся. К сожалению, некоторые ребята воспринимают курсы как своего рода развлечение, а говоря подростковым языком - тусовку. Поэтому, чтобы избежать досадных инцидентов, особенно в конце обучения, родители должны сами следить за посещаемостью и успеваемостью сына или дочери. В случае необходимости они могут обратиться к организатору курсов, куратору, самому педагогу. Ни в коем случае нельзя стесняться подробно расспрашивать ответственных лиц, просить у них рекомендаций. К сожалению, наши люди не приучены задавать вопросы - отечественная педагогика этого не поощряла и не поощряет, хотя, конечно, бывают исключения.

На что еще следует обратить внимание родителей, записывающих сына или дочь на курсы? Конечно же, на личность педагога. Фраза о том, что кадры решают все, стала крылатой отнюдь не случайно. И прежде чем отдавать ребенка на курсы, родителям следует узнать о ведущем преподавателе максимум информации. Сделать это можно и у организатора курсов, и у ребят, учившихся у данного педагога, и у их родителей. Небесполезно будет и встретиться с преподавателем, поговорить с ним, чтобы иметь собственное мнение о том, кому в будущем планируется доверить подготовку сына или дочери.

Итак, что следует сделать родителям, записывающим одиннадцатиклассника на курсы?

- прежде всего оценить реальный уровень знаний сына или дочери, а также его (ее) способность к самоконтролю;

- по возможности побольше узнать о ведущем преподавателе;

- выяснить, проводятся ли наряду с занятиями на курсах индивидуальные консультации.



Репетитор. Конечно, на хорошего частного преподавателя и потратиться придется хорошо, однако иногда это бывает необходимо. Расценки, в частности, по Москве, могут колебаться от тысячи до двух тысяч рублей за занятие (здесь приводятся средние суммы, возможны колебания как в ту, так и в другую сторону). Очень низкие ставки должны насторожить: известны случаи, когда не очень компетентные личности брали за некачественно оказываемые услуги небольшую плату, результата не было никакого, и когда родители предъявляли претензии, те отвечали: а что бы вы хотели за такие деньги?

Кроме того, размер оплаты за занятие зависит еще от ряда факторов, и прежде всего от места проведения занятий. Можно привести в пример педагога, который за полуторачасовой урок у себя дома берет тысячу двести рублей, за тот же урок на территории ученика, живущего недалеко - полторы тысячи, и за занятие у ученика, живущего на другом конце города, - две тысячи. Влияет на сумму оплаты и то, сколько человек занимаются одновременно: идет ли речь об индивидуальных, парных или групповых занятиях.

К выбору репетитора стоит подойти так же тщательно, как и к выбору курсов, и здесь возможностей больше, поскольку контакт между родителем и педагогом более тесный.

Репетитора, как правило, ищут либо через знакомых, либо через соответствующие сайты в Интернете, и в обоих случаях обращают внимание на отзывы. Путь абсолютно верный, так как педагог - это в первую очередь практик. Настоящий преподаватель должен не только безукоризненно знать свой предмет (это даже не обсуждается), но и уметь максимально доходчиво его преподнести, адаптируясь к уровню того или иного ученика. Все это невозможно без установления эмоционального контакта с подопечным, поэтому хороший репетитор - это тонкий психолог, умеющий понять проблемы ученика, увидеть его сильные и слабые стороны. Педагогу необходимо и морально поддерживать подростка, тем более что психологическая обстановка в современных школах очень и очень непростая.

Однако отзывы отзывами, а родителю следует, особенно на первых порах, следить, как складываются у сына или дочери отношения с преподавателем. Отнюдь не лишним будет присутствие матери или отца на первом занятии: пусть взрослый человек со стороны посмотрит, как репетитор общается с учеником, какие вопросы задает, как объясняет материал. Тут важно доверять и своему внутреннему голосу, своей интуиции. Если отношения не складываются (причины могут быть самыми разными, такое может происходить как по вине ученика, так и по вине педагога. Это отдельная тема, требующая подробного детального рассмотрения), то занятия следует немедленно прекратить и начать поиски другого преподавателя. Однако если педагоги меняются, но никто не может удовлетворить взыскательным требованиям ученика или родителя, то тут проблемы, скорее всего, не у репетитора. Впрочем, такое случается редко, в огромном большинстве случаев занятия с хорошим частным преподавателем оказываются результативными.

И в завершение общая рекомендация, одинаково важная в обоих случаях, независимо от того, где одиннадцатиклассник проходит дополнительную подготовку к экзаменам - на курсах или у репетитора. Окончание школы, сдача ЕГЭ, вступление во взрослую жизнь - это первый серьезный переломный момент в жизни подростка. И от того, насколько успешно он завершится, зависит не только от ребят и преподавателей, но и от родителей. На них ложится своя доля психологической нагрузки, справляться с которой порой бывает непомерно тяжело. Матери и отцы не всегда представляют себе, что ждет их сына или дочь, поскольку сами сдавали выпускные экзамены совсем на другой основе. И в этой ситуации только хочется посоветовать родителям всемерно поддерживать своего ребенка, в тяжелый момент подставлять ему плечо, а не ногу. Баллы ЕГЭ ничто по сравнению с моральным климатом в семье, с доверительными отношениями между самыми родными и близкими людьми. И здесь можно вспомнить крылатую фразу (ее приписывают нескольким великим людям, в частности Марку Аврелию и Льву Толстому): "Делай, что должен, и будь, что будет". И пусть , как гласит восточная мудрость, дорогу осилит идущий.