Задать вопрос На главную

Как я учу читать?

За много лет работы в школе я пришла к выводу, что научить ребенка читать несложно, если он заинтересуется процессом. А интерес возникает тогда, когда начинает получаться. Что же делать, чтобы эти два момента слились в один?

Наблюдая за детьми 4-6 лет, которые хотели (или не хотели, или боялись) научиться читать – обратила внимание на то, что они попросту не понимают, что им нужно сделать, чтобы прочиталась эта буква «А». Вот она. Я ее знаю, а читать не умею! А оказалось просто: если ты откроешь рот широко, то звук «А» сам произнесется. Посмотрев вместе с ребенком в зеркало, провели опыт: открой ротик «квадратиком» и «включи звук»: произнеси, что получилось. А получилось «А-а-а». Следующий шаг: посмотри на букву «а», открой рот квадратиком – и вот оно! Мы прочитали букву «а». Потом мы проследили, какие звуки получаются, когда мы открываем рот большим кружком, маленькой трубочкой, разными прямоугольничками (узеньким, самым узеньким или широким).

Произведем замену: большой круг – О; маленькая трубочка – У; квадрат – А; прямоугольник (широкая улыбка) – Ы; узкий прямоугольник (как улыбаются малыши) – И; покажи-ка рот врачу – Э. Потренируемся на геометрических фигурах. Запомним, как открывается рот, как получаются звуки.

Теперь можно начинать читать. Неважно, что ребенок не знает каких-либо согласных, можно и подсказать, главное теперь научиться заранее подготовить ротик к произношению звуков А, У, О и т.д. Зеркало поможет. А еще лучше – активная артикуляция взрослого, который беззвучно показывает малышу, как двигать губами. Как только ребенок поймет, что прочитать – это правильно поставить губы, ему становится легко. Сначала читаем слоги: ма-ма, ла-па, ли-па.
Прочитаем их на одном дыхании: мама, роза, сова… Получаются слова мама, роза, сова… Слоги читаются сразу по две буквы одновременно, потому что без этого приготовиться к правильному чтению невозможно. Мне кажется, дети не умеют складывать слоги именно потому, что не понимают, как сделать практически то, что от них просят: сливай звуки, читай сразу две буквы.
А мой метод в том, чтобы подсказать конкретные действия языка, губ: улыбайся, растяни губки, широко открой рот, покажи большой прямоугольник, маленькую трубочку и т.д.

Самые сообразительные начинают читать через 15 минут, другим приходиться объяснять за несколько занятий, пока они запомнят, как произносятся гласные звуки.

Следующим шагом становится отработка простых двусложных слов: роза, сова, киса, рука.
Хорошо, когда эти слова появляются перед глазами по одному (их пишет взрослый), когда связаны между собой: что мы ели (каша, молоко), что у меня болит (рука, нога, голова). Но есть можно не только кашу, но и суп. Начинаем читать слоги и закрывать их: су-п, ко-т, ро-т. Играем, меняя по одной букве: рот-кот-лот-вот… Неважно, что иногда появляется несуществующее слово – еще один повод для проблемного вопроса: а такое бывает?

Теперь время для более сложных слов: лам-па, пол-ка, ди-ван…

Отдельное занятие – для слогов из 3-4 букв: про, кри, стра, вста…

Позже, на 4-5 занятии переходим к чтению на одном дыхании по несколько слов сразу. Так быстро развивается беглость.

Спасибо слоговым таблицам, кубикам Зайцева, различным дидактическим играм. Как только стало интересно, чтение перестало быть страшным. Читать – это здорово!

Также смотрите запросы родителей: ищу репетитора начальных классов.